Важно:
Английский язык » Советы гуру » Подготовка к IELTS Speaking: 12 советов

Подготовка к IELTS Speaking: 12 советов

Подготовка к IELTS SpeakingКогда я сама сдавала IELTS летом прошлого года, то удивилась, насколько тщательно проверяют каждого кандидата. Прийти нужно было на десять минут раньше, чтобы ассистенты экзаменатора сфотографировали меня и отсканировали отпечаток большого пальца. Сам же экзамен занимает около пятнадцати минут, и за это время нужно постараться продемонстрировать свои знания с наилучшей стороны. Даже если Вы отлично знаете английский язык, но на экзамене долго думаете или не знаете, что ответить, оценивать будут только то, как Вы себя показали за эти пятнадцать минут.

Сначала экзаменатор представится и задаст фиксированные вопросы (My name is … Can you tell me your full name? What shall I call you? How are you? May I see your identification?). Дальше начнётся первая часть экзамена — обсуждение простых тем, например, ваша работа, город, квартира, домашние животные, фильмы, книги). В этой части на каждый ответ у вас около пятнадцати секунд, которые экзаменатор замеряет секундомером. Вопросы берутся с карточек, при этом экзаменатор задаст около 10-12 вопросов на три разные темы. После этого наступит второй этап — Вам выдадут карточку с темой и тремя-четырьмя вопросами и дадут минуту на подготовку. Дальше вам нужно будет связно ответить на эти вопросы в течение двух минут. И, наконец, третий этап — обсуждение более сложных тем, где у вас будет около сорока пяти секунд на каждый ответ.

Готовиться к Speaking нужно очень тщательно — Вам понадобится навык использовать заполнители (fillers), маркеры связности, разные грамматические структуры, более сложную лексику и идиомы. При этом ещё важно успевать быстро ориентироваться в вопросах, придумать идеи и обосновать их.

Как эффективнее всего готовиться?

1. Выучите необходимые фразы

Очень важно не отвечать на каждый вопрос «I think…», а иметь в уме запас похожих фраз для начала ответа. Фразы можно найти в разных учебниках по подготовке к IELTS, например, Ace the IELTS by Simone Bravermane.

2. Отработайте заполнители (fillers)

Заполнители нужны, чтобы поддерживать беглость речи, когда Вам нужно несколько секунд подумать об ответе. Ведь если вы молчите 5-10 секунд, вы рискуете потерять баллы за критерий Беглость речи и связность (Fluency and Coherence). Пример заполнителя: «I’m not really sure what I think about that, but…«. Попросите кого-то задавать Вам сложные вопросы из части 3 (их можно взять из тестов либо с сайта Yasi), при этом ваша задача не сразу ответить, а сначала употребить «заполнитель». Один из моих студентов тренировал заполнители из моего списка в метро по дороге на работу и потом очень естественно чередовал их по памяти, когда ему попадались сложные вопросы.

3. Отточите маркеры связности

Просто выучить маркеры связности недостаточно. Как бы некоторые мои студенты ни старались запомнить такие слова как «in addition», «besides», во время тренировки IELTS speaking они всё равно поначалу говорили: «and, and, and». Нужно поделать упражнения, чтобы научиться естественно вставлять в речь besides, moreover и так далее. Эти маркеры лучше всего тренировать во второй части IELTS speaking, когда Вам нужно изложить связный монолог.

На каждый тип вопроса (сравнить, противопоставить, обсудить, привести пример) есть свои маркеры. Вот пример связного ответа на противоречивый вопрос, например, «Должно ли государство контролировать интернет»: «I’ve got mixed views on this issue. On the one hand, it is important to have the freedom of information, and government censorship, definitely, restricts it. On the other hand, there should be some kind of protection against unreliable information and abusive content. For example, if a website instigates hostility and promotes terrorism, government authorities should definitely interfere.»

Подборка некоторых вспомогательных фраз для IELTS speaking есть у меня на сайте.

4. Практикуйте парафраз

Одна из моих студенток каждый ответ начинала с повторения вопроса (например, вопрос: Do you think children should be given more freedom?, ответ: I think, children should be given more freedom), так ей было легче подумать об ответе несколько секунд. Потом она же удивлялась, почему ей уже третий раз ставят на экзамене низкую оценку за Speaking. Очень важно стараться не повторять заданные в вопросе слова, а, по возможности перефразировать их, например, Вопрос: What are the advantages and disadvantages of distance education? Ответ: I believe, there are both, benefits and drawbacks. Let me start with downsides.

Попросите преподавателя или даже просто друга задавать вам вопросы IELTS. Вы же старайтесь ответить, не повторяя сам вопрос. Если вдруг вы обнаружите у себя привычку повторять слова вопроса в первом предложении, уделите больше внимания практике заполнителей. Некоторые слова лучше перефразировать другими конструкциями, например, вопрос: Do you like cars? ответ: Oh yes, I’m fond of cars.

5. Подготовьте семантические карты на частые темы

Ваша задача — максимально выгодно показать свой словарный запас. Если вас спрашивают о любимом цвете, вы можете употребить не просто white, red, blue, a менее известные scarlet, vermilion, emerald, celeste, turquoise, ivory, lilac. Если о вашем соседе, то вы можете употребить слова: self-confident, sensible, thoughtful, outgoing, reliable, moody или выражения «he is a couch potato», «he is a party animal», «he has a heart of gold».

Одна из техник — нарисовать семантическую карту  на каждого из людей, о которых вас могут спросить, например, «знакомый ребёнок», «знакомый подросток», «родитель», «друг», «пожилой человек». В семантической карте нужно указать внешность, характер и идиомы, которые могут описать этого человека.

Похожие карты с менее распространёнными словами можно подготовить и на другие темы, а потом попрактиковаться говорить. Особенно важно заранее подготовить карты на темы своей работы, дома и города, есть высокая вероятность, что одна из этих тем попадётся вам в самом начале части 1.

6. Потренируйте идиомы

Экзаменатор обязательно отметит вам плюс, если вы естественно употребите идиомы и менее распространённую лексику. Мои студенты вначале выучивают пять-шесть страниц специально подобранных идиом, а потом тренируют их в устном упражнении. Я задаю им вопросы из части 3 IELТS Speaking, а их задача — сказать два-три предложения, обязательно употребив в ответе идиому.

Ещё одна техника от переводчицы-полиглота Като Ломб — составлять с идиомами предложения, которые начинаются с местоимения первого лица единственного числа (I). Те, кто серьёзно подходит к работе с идиомами, потом обязательно вставят три-четыре идиомы на самом экзамене. Уместное использование идиом при отсутствии серьёзных ошибок по остальным критериям поможет Вам взять 7 баллов по IELTS Speaking.

7. Подготовьте карточки и тренируйтесь на темах реальных экзаменов

Есть несколько сайтов, где Вы можете подписаться на последние темы Speaking, например, IELTS-Blog  или Efl-Englishlab.net. Увидев тему, Вы можете поискать её в каталоге всех тем на сайте Yasi, и составить себе тридцать-сорок карточек, в которых будет 5-6 вопросов в части 1, часть 2 и 7-8 вопросов из части 3.

Темы обновляются раз в четыре месяца, так что, если Вы тренировались по реальным темам с января по апрель и сдаёте экзамен в апреле, у вас будет большой шанс встретить знакомые вам вопросы. Если Вы тренируетесь по реальным темам, лучшие месяцы для сдачи IELTS — апрель, август и декабрь.

Также, для практики Вы также можете использовать карточки из учебников Cambridge и IELTS Official Practice, но они, скорее всего, не попадутся вам на реальном экзамене.

8. Записывайте себя на диктофон

В идеале, если Вы запишете себя на видео и потом просмотрите запись, Вы не только услышите свою речь, а и увидите мимику, жесты. Обратите внимание на своё произношение, есть ли в ответе ненужные паузы, повторы, ошибки. Проверьте — использовали ли вы сложноподчинённые предложения, менее распространённую лексику, идиомы, маркеры связности и заполнители.

9. Прочтите критерии IELTS

После внимательного прочтения критериев Вы поймёте, на что именно обращают внимание преподаватели. Каждый критерий даёт 25% вашему ответу, то есть, если вы отлично справились с критериями связности, грамматики и произношения, но использовали простую лексику, то за это снизят балл. Обычно каждую разговорную практику я разбираю со студентом один критерий, который был не на высоте и один критерий, который был лучше всего. У IELTS есть приятное отличие от отечественных экзаменов — экзаменаторы IELTS натренированы отмечать не только ваши промахи, а и положительные моменты (сложные конструкции, идиомы, правильное произношение).

10. Потренируйте произношение

На семинаре для преподавателей IELTS главный экзаменатор Эндрю Томас назвал произношение — «Золушкой аудитории», так как ему редко обучают на языковых курсах. Произношение включает не просто правильные звуки, а и ритм, интонацию, паузы в правильных местах. Учтите, что произношению отводится целых 25% в оценке вашего устного экзамена. Если вы ощущаете, что хорошо бы над ним поработать, найдите курс Sound Right by Colin Mortimer или просто скачайте себе с сайта BBC подкасты 6-minute English либо другие и каждый день 5-10 минут повторяйте за диктором всё, что тот произности, стараясь говорить максимально чётко. При наличии хорошего слуха многим бывает достаточно десятиминутной практики каждый день на протяжении месяца-двух, чтобы поставить произношение.

11. Будьте эмоциональны

Типично русская черта — стараться сдерживать свои эмоции и говорить монотонно. Это плохо влияет на общий результат экзамена IELTS Speaking, так как важно правильно интонировать фразы. Ещё раз послушайте радио BBC, и вы поймёте — дикторы не кривляются, для англичан совершенно нормально говорить с постоянными перепадами интонации вверх-вниз.

12. Тренируйте Speaking в формате IELTS каждый день

Очень желательно, чтобы первое время Вы тренировались с опытным преподавателем, знающим формат IELTS, в идеале, экзаменатором IELTS. Он укажет Вам удачные и неудачные стратегии, а также повторяющиеся ошибки. Дальше, если у Вас, в целом, грамотная речь, Вы можете тренироваться и сами с записью на диктофон и с таймером.

Важно идеально отработать заполнители, маркеры связности и идиомы, чтобы на экзамене Вы использовали их автоматически. Главное — чем больше вы практикуете, тем лучше покажете себя на самом экзамене.

кнопка LL

Читайте также:

Поделись статьей с друзьями! И подпишись на email-рассылку и Twitter.


Полина Кузина

Полина Кузина

Полина Кузина Автор 5 статей в этом блоге.

Меня зовут Полина, я работаю как репетитор английского языка индивидуально либо в малых группах (2-3 человека) c 1995 года. На данный момент я живу в Санкт-Петербурге и преподаю лично и по скайпу. Моя специализация - подготовка к экзамену IELTS, преподавание курса делового английского языка, общего английского языка и тренировка собеседования на английском. Я знакома с различными методиками преподавания английского языка и могу хорошо научить английскому языку тех людей, кто хочет учиться и обладает мотивацией. Посетите мой сайт, чтобы узнать о занятиях подробнее.

Посмотреть все статьи автора Полина Кузина
Личный сайт