Важно:
Английский язык » Фонетика » Подходы к изучению английской фонетики

Подходы к изучению английской фонетики

Конкретно в отношении того, как изучить английскую фонетику. Существует несколько подходов. Есть учебники, но их очень мало, которые строятся по принципу: от звука к букве, от буквы к слову, от слова к предложению, от предложения к высказыванию. С нашей точки зрения, это самый удачный вариант, когда все завязывается воедино, как в жизни (и лексика, и фонетика, и грамматика). Т.е. дается несколько правил чтения, затем они отрабатываются с фонетической точки зрения и в чтении слов. На эти правила чтения дается определенное количество лексики, на эту лексику — несколько грамматических правил, на этом всем человек учится строить предложения. Все завязывается в один узел, а на выходе человек высказаться с использованием полученных знаний.

Следующий этап по той же схеме с включением элементов предыдущих уроков. Повторимся, учебников, построенных по этой схеме, практически нет. Хотя, на самом деле, это самая корректная по отношению к ученику система. Потому что сейчас многие учителя вынуждены для изучения фонетики использовать какие-то одни ресурсы, лексику берут где-то еще, грамматику учат по третьим книжкам. Нам кажется, это не очень здорово для ученика. Каша может в голове образоваться. Нам также нравится в этом отношении принцип одной трудности. Этот принцип заключается в том, что, например, новый грамматический материал изучается на уже изученной ранее лексике, а новую лексику учат на старой грамматике. Зачастую получается так, что при отрабатывании новой грамматики в упражнениях встречается столько неизвестных слов, что у ученика крыша съезжает, а навык в результате не закладывается из-за распыления внимания.

Второй подход в изучении фонетики, представленный в некоторых учебниках, когда на каждом уроке ставится произношение каких-то конкретных звуков с тем, чтобы в дальнейшем человек уже эти звуки произносил правильно. Тоже нормально получается.

По поводу того, как давать фонетику. Просто слушать аутентичные записи смысла нет.

Как говорил мой физик в школе: «Чтобы научиться бегать, надо бегать».

Чтобы научиться произносить, нужно произносить, причем правильно. Т.е. звуки надо ставить. Объяснять, как они образуются, где находятся, например, язык, губы и т.д. И затем многократно повторять, чтобы добиться автоматизма и правильного сочетания с другими звуками. Когда звук похож на русский, я об этом говорю, а когда не похож, то рассказываю, как его образовывать, потом закрепляем. И каждое произнесенное на уроке предложение корректируем с учетом правильного произношения. Оно должно быть правильным во всех аспектах, по фонетике тоже.

Фонетикой надо заниматься с первых уроков, особенно, если человек учит с нуля. Потому что именно так образуется или не образуется акцент. Если с самого начала научить правильно произносить, то может получиться минимальный акцент. Думать, что сейчас человек говорит не очень правильно, а потом как-то оно само исправится, наивно. Ничего не исправится. Запомнит ученик неправильно, в мозгу образуются определенные связи, потом уже практически ничего изменить будет нельзя. Посмотрите, например, иностранцы, которые живут у нас. Они же со своим акцентом ничего не могут поделать, хотя многие живут десятилетиями (вспомнила сейчас, например, о грузинском акценте, с которым, наверное, невозможно бороться).
Касательно того, какими порциями учить. Бесполезно выложить перед человеком все эти бешеные таблицы правил на первом же уроке. А вот если давать постепенно, то этот материал вполне реально запомнить и использовать.
Фонетике можно посвящать минут 10 в день (для объяснения, например, нюансов произнесения того или иного звука), можно каждое произнесенное вслух предложение также доводить до совершенства и в плане грамматики, и в плане фонетики. В любом случае, и учителю, и ученику должно нравится то, что и как ученик в результате может сказать. Все должно звучать красиво. Поначалу сложно бывает, потом артикуляционный аппарат продолжает развиваться, и можно выйти в итоге на что-то очень приличное при должном старании с обеих сторон.

Дополнительные ресурсы:

кнопка LL

Читайте также:

Поделись статьей с друзьями! И подпишись на email-рассылку и Twitter.


English Guru

English Guru

Автор 312 статей в этом блоге.

Администратор сайта English Guru. Лейтмотив данного проекта - учить английский в увлекательной форме. Судите сами, мы добиваемся успеха в том, что мы любим, т. е. профессионал в любом деле всегда начинал с простого хобби, а настоящим гуру может называться только тот, кто сделал своё увлечение смыслом жизни.

Посмотреть все статьи автора English Guru
Личный сайт